Недвижимость Жилье в Ростове Застройка Левого берега интервью «Чтобы строить в Ростове, нужно быть "уважаемым человеком"». Риелтор оценил будущее Левого берега

«Чтобы строить в Ростове, нужно быть "уважаемым человеком"». Риелтор оценил будущее Левого берега

Два новых района хотят построить между центром Ростова и Батайском

Жилая застройка, как указано в протоколе с предложениями девелоперов, развернется по обе стороны Восточного шоссе

Левый берег Дона размечают под застройку: выделение участков под два новых жилых района на 33,5 тысячи человек на стадии обсуждения. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян обсудила с директором агентства недвижимости Immobily Алексеем Олейниковым, насколько перспективны районы на Левом берегу и как приход крупного федерального застройщика может повлиять на местный рынок недвижимости.

С предложениями по изменению видов разрешенного использования земель на Левом берегу дала дочерняя компания подмосковной группы «Самолет» и ростовская фирма «Проект-21». В большом разборе 161.RU рассказывал, как собираются застраивать территории и какую обещают инфраструктуру.

— Что вы думаете о концепциях застройки, которыми известен «Самолет», и о репутации этого девелопера? Полезно ли для ростовского рынка недвижимости, что к нам заходит такой крупный игрок?

— Однозначно полезно, что к нам зайдет крупный федеральный девелопер. Такое ощущение, что в Ростове «междусобойчик» организовался, в рамках которого пилят оставшиеся земельные участки. «Самолет» — большой, серьезный игрок, второй номер в РФ по объемам строительства.

Они строят довольно интересные проекты с точки зрения архитектуры, подхода к продукту, планирования пространства на территории жилых комплексов. И немаловажный момент для Ростова — плотность застройки. Судя по информации которой мы пока располагаем, их микрорайон вместе с социальными объектами расположится на 123 гектарах. То, что на таком большом участке будут возводить дома только на 14,5 тысячи жителей, то есть около 11–12 тысяч квартир — для Ростова это прямо круто.

На карте мы обозначили границы участков, для которых хотят поменять назначение

Для сравнения мы можем посмотреть на плотность застройки на территории бывшего завода «Электроаппарат». Там «МСК» построит 13 домов, а «ЮгСпецСтрой» 9 домов. Суммарно получается чуть больше 16 гектаров. У «ЮгСпецСтроя» будет порядка 3,5 тысячи квартир, у «МСК» 7–8 тысяч квартир. Причем оба застройщика строят детские сады, а школы не делают.

Выходит, что на двоих у этих компаний будет около 11,5–12 тысяч жителей, но это на 16 гектарах. На Левом берегу, повторим, 14,5 тысячи человек на 123 гектарах.

Появление федеральных девелоперов безусловно полезно. Почему я очень надеялся на наш старый аэропорт: туда должен был прийти федеральный застройщик «Кортрос» Виктора Вексельберга. Серьезный человек с серьезным влиянием. Но в итоге как минимум две трети территории старого аэропорта на Шолохова получила под застройку компания «ЮгСтройИнвест».

— Ситуация у нас такая: на земли Левого берега претендуют две компании, и, как понятно, остались только бюрократические формальности. При этом «Самолет» — крупный девелопер, проекты которого известны на рынке, а «Проект-21» — микропредприятие, созданное в 2021 году и нигде еще не засветившаяся. Уж слишком большой контраст по масштабам компаний, на мой взгляд.

— В Ростове не дают строить «кому попало». Более того, строить не дают тем, кто не входит в перечень, как я в последнее время говорю, «уважаемых людей». Что называется, эта земля — кого надо земля.

— Согласны ли вы в принципе с тенденцией возведения на Левом берегу многоэтажных жилых домов? Были же, теоретически, другие варианты — отдать земли под социальную инфраструктуру или сделать там элитный коттеджный поселок, например, а не высотки ставить.

— Я больше разделяю мнение одного из архитекторов на тему того, что строить в нынешнем формате там практически нельзя. Чтобы дома нормально стояли, нужно отсыпать несколько метров от текущего уровня, досыпать, укреплять и потом уже пытаться что-то строить. Но, справедливости ради, у меня нет строительного образования.

Свою оценку намерению массово ставить на Левом берегу жилые многоэтажки давал директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачев. В интервью 161.RU он подчеркнул, что застройка там — принципиально неверное решение с труднопредсказуемыми последствиями для экологической системы всего нижнего Дона. Трухачев говорил, что строящийся микрорайон восточнее «Ростов Арены» вместе со стадионом создаст стенку, которая разделит Дон и пойму — зону пропуска паводковых вод.

— В любом случае, новые дома на Левом берегу будут пользоваться спросом, — продолжает Олейников. — Очень многие ростовчане были вынуждены покупать себе квартиры в Батайске, просто потому что им был нужен быстрый доступ к центральной части Ростова. Из районов это делать, мягко говоря, сложно. Соответственно, те, кто брал жилье в Батайске, начнут перебираться в дома поближе.

«На Левом берегу действительно не хватает инфраструктуры. Логика чиновников — сбросить обязательства города по строительству социнфраструктуры»

И мне эта логика в принципе понятна. Но тогда город должен, как минимум, предоставлять землю без торгов и подводить дорожную и коммунальную инфраструктуру за свой счет.

Давайте вспомним Суворовский: застройщик [«ВКБ-Новостройки«] делает в среднем по 8–10 домов в год, и уже должно было быть три школы, а по факту строятся модульные корпуса, нарушая нормативы. То же самое со строительством дороги. На мой взгляд, она тоже уже не решит проблему района, потому что процесс очень медленный. К тому моменту, как дорогу построят, нагрузка будет несоизмерима.

— То, что «Самолет» со своим федеральным уровнем заявил о желании делать проект в Ростове-на-Дону именно сейчас, говорит ли о том, что на локальном рынке произошли какие-то показательные изменения и он только теперь стал привлекательным?

— Да у нас не было проблем с желаниями застройщиков! Они хотели заходить на наш рынок, но их особо никто не пускал. Второй момент: исходя из уже выданных разрешений на строительство, у нас будет очень серьезный спад по темпам возведения домов. Между разрешением на строительство и вводом в эксплуатацию проходит в среднем два года, хотя и есть уникальные ситуации в лице «ЮСИ» и «ВКБ-Новостройки». Власти Ростова не задумывались о грядущей проблеме раньше и упорно придерживали выдачу новых разрешений. По актуальным открытым данным, на 2023 и 2024 годы нас ждет приличный спад темпов многоквартирного строительства. Возможно, более чем в два раза по итогам 2024-го.

Надо понимать, что если девелопер сейчас берется за жилой комплекс, у него уходит года полтора на проектирование и получение разрешения.

«Чтобы давать большие объемы ввода жилья, нужно было давно этим заняться, а не блокировать инициативы застройщиков и мурыжить при выдаче разрешений»

На 21 марта назначены публичные слушания по застройке Левого берега. Встреча пройдет в 17:00 в Донской публичной библиотеке. Мы рассказывали, как оставить свои замечания по предложенным изменениям в Правила землепользования и застройки.

Читайте репортаж с дискуссии ростовских застройщиков. Представители компаний обсудили, как меняются правила работы с недвижимостью в кризисных условиях и какие проблемы с жилыми комплексами самые острые в городе. Одной из них называют отсутствие качественной и привлекательной архитектуры зданий.

161.RU писал, что Ростов-на-Дону стал четвертым по количеству высоток в рейтинге российских городов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем