Согласование планов по дальнейшей жилой застройке Левого берега — формальность. Комиссия при администрации Ростова рекомендовала сити-менеджеру Алексею Логвиненко передать инициативу в городскую думу.
161.RU первым ознакомился с заключением от 3 апреля, в котором чиновники ответили на массовую критику планов по освоению земель вдоль Восточного шоссе.
Публичные слушания с 67 участниками состоялись 21 марта. Никто на них публично не поддержал застройку Левого берега. В репортаже мы рассказывали, как ростовчане спорили с чиновниками о перспективах развития города.
Что на повестке дня?
Строительство двух микрорайонов на Левом берегу Дона, который годами оставался исключительно рекреационной зоной, но после строительства «Ростов Арены» и сопутствующей инфраструктуры стал интересен застройщикам. Губернатор Василий Голубев уже называет территорию «Новым Ростовом».
В прошлом году «ЮгСтройИнвест» начал строить первый жилой район на улице Левобережной. В 2023-м на территории положили глаз еще две компании — местная «Проект-21» и подмосковный девелопер «Самолет», который активно заходит в регионы. Согласно предложенным ими планам, на Левом берегу по обе стороны Восточного шоссе могут появиться дома на 33,5 тысячи человек. Многоэтажки будут соседствовать с Гребным каналом и памятником «Тачанка-ростовчанка».
В середине февраля комиссия по подготовке изменений в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) рассмотрела предложения застройщиков, которые просят власти изменить назначение участков на Левом берегу, пока защищенных от строительства.
В марте прошли публичные слушания, участники которых громко выступили против застройки Левого берега. Комиссии пришлось ответить на возражения прежде, чем передать документы на рассмотрение сити-менеджеру Логвиненко и городской думе.
«Строительство не обосновано»
Во время слушаний 21 марта архитектор Александр Ломтев требовал снять с обсуждения предложения застройщиков. По его мнению, предложения не подкреплены потребностью в жилье — «существующие дома стоят без покупателей».
— «Самолет-Регионы» предлагает перевести 60 гектаров севернее Тачанки в зону общественно-жилого назначения. <...> Если из 14,5 тысячи заявленного населения половину составят трудоспособные люди и две трети из них будут ехать в сторону центра на своих авто, допустим, три человека на две машины, то это создаст в час пик поток 3,2 тысячи машин в час, — говорил Ломтев. — И он придется на однополосную эстакаду над дорогой Ростов — Батайск. В то время как пропускная способность одной полосы — тысяча машин в час. <...> Поэтому данное предложение не обосновано с точки зрения дорог и пропускной способности.
Участки, которые планирует застраивать компания «Проект-21», по словам Ломтева, вывели из состава городских лесов совсем недавно, в начале 2023 года. При этом в генплане изменения так и не отражены.
— Законно планировать освоение, <...> только через внесение в генплан через публичные слушания. И никак иначе. Законная процедура только такая. Поэтому требую от администрации снять с рассмотрения предложение ООО «Проект-21» как несоответствующие генплану города, — заявил Ломтев.
Заочно отвечая архитектору 3 апреля, комиссия ограничилась банальностью — напомнила, что застройщик должен подготовить проект планировки и учесть издержки.
— Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону предусмотрена обязательная разработка документации по планировке территории при размещении многоквартирной жилой застройки в границах территориальной зоны перспективного освоения первого типа, в рамках которой выполняются расчеты показателей, в том числе транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, — говорится в решении комиссии, принятом по итогу рассмотрения результатов публичных слушаний.
161.RU публиковал интервью с архитектором Александром Ломтевым. Эксперт рассказал, какие постройки допустимы в историческом центре и чем ценна «старая рухлядь», которую считает нужным сносить ростовский сити-менеджер Алексей Логвиненко. Ломтев объяснил также, какая застройка может ждать набережную Дона.
Ломтев выступил и с критикой строительства ипподрома на Левом берегу. «Спортивно-зрелищное сооружение» указывается в предложениях компании «Самолет-Регионы», оно должно расположиться в южной части территории под застройку.
— Довожу до вашего сведения, что ипподром там не поместится, — дополнил свое негодование архитектор.
В ответ на запрос редакции 161.RU администрация Ростова ответила, что строительство конноспортивного комплекса на левом берегу Дона предусмотрено Генеральным планом города и Стратегией социально-экономического развития города Ростова-на-Дону до 2035 года.
— Поскольку рассматриваемая территория имеет высокую сложность освоения ввиду близкого расположения уровней речных и грунтовых вод, находится в зоне затопления, на следующих стадиях проектирования, в том числе в рамках дальнейшей разработки документации по планировке территории планируется инженерная подготовка проектируемой территории: защита от затопления, берегоукрепление, — указано в разъяснениях комиссии после публичных слушаний.
Безрыбье на Дону
Предприниматель Наталья Гневашева в своих замечаниях указала, что застройщик «Проект-21» не учитывает возможное влияние жилого строительства на пойму Дона. Микрорайон может появиться буквально у границ природного заказника «Левобережный» — одной из особо охраняемых территорий областного значения. Гневашева считает, что застройщик не провел расчеты «ущерба от полной или частичной утраты рыбохозяйственного значения поймы».
— Территория массовой жилищной застройки относится к Батайско-Ольгинскому займищу, где расположены особо значимые пойменные нерестилища, размножение на которых в периоды выхода воды на пойму, обеспечивают высокую численность частиковых — судак, лещ, тарань — и многих пресноводных видов рыб.
По мнению ростовчанки, не проведена оценка сохранения водных биоресурсов, отсутствуют исследования влияния строительства на береговую линию Дона, а также рекомендации по берегоукрепительным работам, применению шумозащитных сооружений. Отсутствуют сведения об инвентаризации древонасаждений, подлежащих вырубке, не установлена стоимость ее проведения.
Другой важный пункт — возможные подтопления этих земель. Об этом 161.RU выпускал большой разбор о болевых точках жилой застройки Левого берега. Директор «Южного градостроительного центра» Сергей Трухачев вспоминал о паводке 1994 года — весь левый берег Дона был затоплен. По словам эксперта, от процессов городского управления специалисты — инженеры, архитекторы, градостроители — отстранены, а если и присутствуют, то играют подчиненную роль.
— Не разработаны мероприятия и не проведена их оценка по предотвращению ЧС природного характера. Зона застройки левобережной поймы реки Дон относится к территориям, неблагоприятным для строительства: находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности, — подчеркнула Гневашева. — Общественный интерес состоит и в сохранении Дона как источника питьевой воды, в сохранении флоры и фауны левобережной поймы любимой реки.
Ей комиссия ответила, что подготовка документации по планировке территории проходит в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий.
— Поскольку рассматриваемая территория имеет высокую сложность освоения ввиду близкого расположения уровней речных и грунтовых вод, находится в зоне затопления, на следующих стадиях проектирования, в том числе в рамках дальнейшей разработки документации по планировке территории, планируется инженерная подготовка проектируемой территории: защита от затопления, берегоукрепление, — говорится в перечне предложений комиссии.
Копировать. Вставить
— Я как гражданин, ростовчанин требую ввести мораторий на застройку и агломерирование поймы Дона в пределах административных границ города Ростова-на-Дону до получения и утверждения результатов комплексного научного исследования геологических, гидрологических и экологических условий данной местности, — требовал на публичных слушаниях кандидат географических наук Игорь Шевердяев.
Но комиссия при ростовской администрации не дрогнула, читая эмоциональные речи горожан. Графа «результаты рассмотрения» в документе полна сухих и шаблонных ответов.
— Вопрос введения моратория на застройку не является предметом состоявшихся публичных слушаний.
— Исключить застройку Левого берега Дона, — предложил один из участников дискуссии.
— Запрет застройки Левого берега Дона не являлся предметом публичных слушаний, — лаконично парировали представители комиссии в письменном отчете.
***
Комиссия рекомендовала главе администрации Ростова Алексею Логвиненко направить проект изменений в Правила землепользования и застройки в городскую думу для рассмотрения.
Ближайшее заседание гордумы состоится 25 апреля.